Чудесное это слово - земляк! Не «зяма», которым пытаются нынче его
вульгарно подменить. В «зяме» нет земли. А земля тут и есть самое основное -
родная земля, соединяющая людей через расстояния и годы.
Я, когда разговаривал с Сергеем Ивановичем Полянским (а разговаривать
с ним, директором Зоиного музея, естественно, мне привелось за эти дни больше,
чем с кем-либо другим), все время ловил себя на мысли, что он - ее земляк.
Если подразобраться, то и родственник, пусть дальний. В селе ведь почти все
так или иначе родственники.
Вот он рассказывает мне историю музея, который полностью называется:
«Музей Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских и С.Н.
Перекальского». Степан Николаевич Перекальский - тоже их земляк, командовал
дивизией и погиб при освобождении Курска. Так вот, говоря о музее, которым он,
учитель здешней школы, заведует уже без малого тридцать лет, с особой
уважительностью вспоминает своих предшественников:
- Организаторами музея стали наши учителя - кавалеры ордена Ленина
Евдокия Семеновна Свиридова и Анастасия Ивановна Каратаева. Возглавила же это
благородное начинание Матрена Даниловна Перекальская...
- Родственница того Перекальского?
- Однофамилица. Она была учительницей начальных классов, дружила с
матерью Зои и Шуры - Любовью Тимофеевной Космодемьянской и хорошо знала уклад
жизни этой прекрасной семьи.
Позже Сергей Иванович и сам много лет дружил с Любовью Тимофеевной.
Часто бывая у нее в Москве, каждый раз привозил для музея бесценные
экспонаты.
Хотя музей Зои в моем представлении начал действовать еще тогда,
когда никаких специально собранных экспонатов и специально для них отведенных
комнат в двухэтажном здании школы не было. Как не было самого этого здания,
построенного тридцать лет назад. Но было село Осиновые Гаи, где родилась и
росла девочка, совершившая свой подвиг во имя любимой Родины. И здешний
музей начался фактически сразу, как только страна, область, район узнали о ее
подвиге.
В Тамбове, в фонде областного краеведческого музея, нашел я
интересные материалы, относящиеся к тому времени. Они свидетельствуют:
паломничество в Осиновые Гаи, чтобы приобщиться к месту, отныне для наших
соотечественников святому, развернулось еще в годы войны. Например, летом
1943-го одна из пионерских экспедиций попросила дедушку Зои, отца Любови Тимофеевны,
написать свои воспоминания. Он был уже стар и недавно похоронил жену, которая
не смогла перенести смерть внучки, но на просьбу ребячью откликнулся. И вот
передо мной эти пожелтевшие листки, где красивым каллиграфическим почерком
(Тимофей Семенович Чуриков в молодости служил волостным писарем) трогательно
излагается, какой заботливой была Зоя по отношению к дедушке и бабушке...
Осиновые Гаи, по-теперешнему Осино-Гай, расположены далеко и от
областного центра, и от железной дороги, так что добираться сюда всегда было
нелегко. Но люди добирались. Сергей Иванович говорит, что в 1990 году он принял
в музее 32 тысячи посетителей. Потом, как и во всей нашей жизни, наступил
резкий спад. Для многих ездить стало совсем невозможно. И все-таки за минувший
год проведено 1.008 экскурсий! Опять приезжают не только из соседних районов и
областей - были две делегации аж из Якутии.
Полянский видит в этом добрый знак. Он, посвятивший себя воспитанию
людей на патриотических традициях нашего прошлого, причем делающий это
поистине талантливо, считает: не удалось убить в народе самое главное -
историческую память. А ведь как старались, что только не предпринимали ради
такой подлой цели в годы «перестройки» и «реформ»!
Статьи >> Виктор Кожемяко "Есть в России Осиновые Гаи"