ИльяМуромец—этонеисторическоелицо, этосамнарод, творениенарода, отражающеевселучшее, чтобыловнемсамом. Народверилвсвоегогероя, награждаяегосвоимилучшимикачествами. Вбылинахмывидиммечтыижеланиянародные. НедаромВ.И. Ленинписалофольклоре: «Какой
интересныйматериал... наэтомматериалеможнобылобынаписать
прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных».
Богатырская
застава. В разъезде три товарища-богатыря. На них кольчуги и боевые шлемы, они
на конях-красавцах. В средине выделяется своей осанкой и телосложением любимый
богатырь былин, старый казак Илья Муромец. Правая его рука поднята над глазами,
на ней же висит колчан со стрелами, а в левой — щит. Тут же его острое копье.
Он на прекрасном коне черной масти, с раскинутыми до земли прядями густой
гривы.
Они
вместе — как бы маленькая дружина из трех человек, охраняющая целый город от
набегов врага. Это три богатыря: честный Добрыня Никитич, Илья Муромец и хитрый
Алеша Попович. И числится старый казак Илья Муромец, сын Иванович, из города
Мурома, «со славного с села Карачарова», атаманом среди своих товарищей.
«Сиднем
сидел» Илья тридцать три года, да вдруг приходит к нему нищая братия,
растормошили его, велели принести чашу вина, да потом чтоб он ее и выпил.
«Говорят калики перехожие: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, и смерть тебе
на бою не писана»...
И
стал Илья после этого богатырем и выполнил завет отца: не убивал даже врага
понапрасну. А Илья сразу пошел к своему родителю, помочь ему очистить «пал от
дубья-колодья». Потом едет к князю в Киев послужить и борется с врагами земли
русской. Всех врагов побеждает Илья: побеждает он и Идолище поганое, и
Соловья-разбойника (олицетворяющих южные дикие орды), и Калин-царя, и
«нахвальщиков». Сильный и мужественный, он призывает и других богатырей
сражаться за землю русскую, за народ, а сам выходит на единоборство с «нахвальщиком».
И
народ относится к нему в былине ласково, жалея его, когда он был ранен в бою с
«нахвальщиком», и называя Иленькой и Илюшенькой: «Ножка у Иленьки
подвернулася». Симпатии народа на его стороне: когда его одолевает злой «нахвальщик»,
то сама земля русская — вливает в него силы: «Лежичи у Ильи втрое силы
прибыло».
Интересны
взаимоотношения богатыря Ильи с князем стольно-киевским Владимиром. Скромный,
неподкупный и честный, он не терпит обиды даже от князя... Было раз — спрятал
неумный князь Владимир Илью Муромца в погреб, да не кормил и не поил его. Но
пришло время, когда ни Владимир, ни Русь не могут обойтиться(1) без Ильи
— наступал враг сильный. И сказал тогда Илья, что не вышел бы он для князя
Владимира из погреба, а вышел он за родную землю русскую.
Илья
Муромец не стремится к власти, когда черниговские мужики предлагают быть ему у
них воеводой. Он также не горд и не кичится своим положением. Он храбр, смел и
мужественен в бою. А вот перед глазами Ильи Муромца три пути-дороги. Он
пренебрегает богатством, не хочет быть женатым и идет по третьей дороге, по
которой кто-либо пойдет, то там и умрет. Там он и погибает (или должен
погибнуть, как это водится в былинах).
Шли
века за веками, но народ в своем устном творчестве донес до наших дней
героический эпос, в котором Илья Муромец, любимец богатырь, борется со всеми
врагами своего народа.
Теперь
былые столетия позади. А наш народ родил двух сильнейших из сильных богатырей,
теперь уже не легендарных, а действительных — Ленина и Сталина, сумевших, как
нигде на планете, сделать революцию и на одной шестой части Земли установить
диктатуру пролетариата(2).
Отлично.
Сочинение написано
образно, ярко, фигура Ильи дана четко и полно. Видно хорошее знание текстов.
26 ноября 1939 г.
Учительница
В. Новоселова.
ЦАОПИМ.
Ф. 8682. Оп. 1. Д. 561. Л. 182 — 185.
Машинописный
экз. Опубл.: Бесстрашная партизанка
Зоя
Космодемьянская. Пятигорск, 1942. С. 34 — 37.
Примечания:
(1)Так
в тексте сочинения.
(2)В
воспоминаниях Веры Сергеевны Новоселовой указано, что сочинение заканчивалось
следующими словами: «И вот, спустя столетия, чаяния и ожидания народные
сбылись: наша земля имеет своих достойных защитников из народа — Красную Армию.
Недаром в песне поется: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». И мы делаем
былью чудесную сказку, и поет народ о своих героях так же любовно, как он пел
когда-то об Илье Муромце».