Передо
мной высокая худая девочка с черными гладкими волосами, зачесанными назад, с
быстрыми темными глазами. Смуглый оттенок лица и немного широкие скулы делали
ее похожей на южанку. Она стояла около моей парты лицом к окну и следила за
игрой в футбол во дворе школы. Это было в начале сентября в школе после уроков.
Такой
помню я Зою Космодемьянскую семь лет назад, т.е. в 1935 г. В этом году я
познакомился с Зоей как одноклассник, и потом на протяжении всего курса занятий
в школе (с 1-го по 12-й класс)(2) я учился вместе с ней и с ее братом
Александром.
Четвертый
класс 10-й школы ФЗД(3). Сорок учеников застыли в ожидании вызова к
доске с разбором бывшего вчера диктанта по русскому языку. Наконец учитель (Л.Н. Юрьева)
объявляет: «Космодемьянская!» Зоя встает из-за парты с тетрадью в руке и
уверенно идет к учителю. Просто и ясно объясняет она правописание трудных слов,
читает правила, приводит примеры. Все это делается без малейшей заминки.
Учитель доволен и Зоей, и ее ответом. Да как же не быть ею довольным? Ведь она
написала этот диктант, как и все предыдущие, на «отлично».
«Хорошо,
Зоя, достаточно. Остальное ответит другой», — прерывает ее учительница, и в
классном журнале, в клеточке против ее фамилии появляется коротенькое, но
радостное для ученика словечко — «отл.».
А
вечером этого же дня к нам в школу пришли наши шефы из редакции газеты «За
ударные темпы» завода НКО. Пионерский актив нашего класса (Зоя входила в него
как звеньевая) докладывал им по подготовке ребят к празднику Великой
Октябрьской социалистической революции, о том, какие подарки преподнесем мы в этот
день на пионерском сборе. «Моим лучшим подарком, — сказала Зоя, — будет
отличная успеваемость. Этого я добьюсь, обязательно добьюсь!» И когда перед
праздником мы снова собрались в редакции и стали называть свои подарки, Зоя
осторожно открыла обложку дневника, и там на последнем листе в табеле стояли
одни отличные отметки.
После
беседы редактор обратился к нам: «Ну а теперь, ребята, пусть каждый расскажет
мне, кем бы он хотел быть в будущем». Двенадцатилетние мальчики решали быть
художниками, изобретателями, пограничниками, девочки больше отмалчивались.
«Хочу научиться познавать людей, — сказалавдруг
Зоя. — Буду много-много читать, я ведь люблю литературу». — «Добро! — ответил
редактор. — Будь настойчива, воспитай в себе смелого пионера-ленинца, больше
читай, люби книгу, и ты добьешься того, чего ты хочешь».
А
когда зимой меня на целых сорок дней положили (со скарлатиной) в больницу, то
первым отрадным днем для меня стал тот день, когда сестра принесла мне
аккуратно вчетверо сложенный листок бумаги — это была записка от пионеров
нашего класса, написанная Зоиной рукой. «Скорее поправляйся, Витя, — писала
она, — ведь я сейчас работаю за тебя председателем отряда. Работы много. Третья
четверть кончается, а в классе еще есть две плохие отметки. Занимаюсь с этими
ребятами, помогаю всем, чем могу, обещала классному руководителю, что плохих не
будет. Ну, выздоравливай скорее. Привет ото всех ребят. Зоя Космодемьянская».
На
следующий день я просил передать врачу, что согласен на операцию, на которую за
два дня до этой записки не соглашался. Мысли о ребятах, о школе стали меня
преследовать, и я сам стал инициатором такого неприятного дела, как операция.
В
5-м классе я помню Зою деятельной девочкой, которая принимала самое живое
участие в подготовке всевозможных вечеров художественной самодеятельности,
пионерских сборов и т.п., что, однако, не мешало ей отлично заниматься и
получать каждый год похвальные грамоты.
В
б-м классе мы стали готовиться к вступлению в комсомол (это было в 1938 г.), и
в октябре этого же года общее собрание комсомольцев нашей школы
(переименованной к этому времени в 201-ю среднюю школу ООНО) приняло часть
ребят нашего класса в члены ВЛКСМ. Комсомольская группа вначале состояла всего
из шести человек. Групоргом был Арнольд Гриф, на 7 месяцев раньше нас
вступивший в комсомол. На собраниях нашей группы я еще ближе познакомился с
Зоей. Она жила в доме недалеко от парка им. Тимирязева. Отца у нее не было.
Четырнадцатилетний брат Александр учился с нами в одном классе. Мать работала
на заводе. Зоя очень любила своего брата. «Мурочка» — как она его называла —
учился хуже ее и постоянно имел неприятности с учителями, за которые она болела
душой. Много раз самолюбивому Шуре приходилось выслушивать наставления сестры,
на которые он обычно дулся, краснел и ничего не отвечал, чувствуя себя
виноватым.
В
середине учебного года начался трудный раздел по математике и физике, и Зоя,
лучше других преуспевавшая в литературе и истории, стала отставать по
математике. Зоя усиленно занималась, обращалась ко мне за помощью. Много раз
оставались мы после уроков, решали задачи, разбирали формулы. Но на следующий
день у доски она опять допускала какую-либо неточность, путалась с ответом, и
нам приходилось заниматься снова. Зоя была настойчива; если мне надоедал один и
тот же материал и я спешил перейти к другому, то она останавливала меня и
повторяла этот раздел столько раз, сколько нужно было для того, чтобы его
усвоить. Нам жалко было терять в классе отличника, и мы решили, что если
поручить Зое ответственную работу, то она обязательно подтянется в учебе. Зою
выбрали групоргом, но потом мы поняли свою ошибку: поручив ей такую работу, мы
отняли у нее много времени, что отразилось на ее учебе.
Но
и в этом случае Зоя не оставалась бездеятельна: однажды на группе ею было
внесено предложение о регулярных занятиях наших комсомольцев с малограмотными и
неграмотными домохозяйками. Вначале ребята согласились, но когда оказалось, что
придется ходить далеко через поле, то многие стали отказываться. Зоя пристыдила
их и указала на то, что они не выполняют комсомольских поручений, те стали
посмеиваться над этим нововведением, и начался большой спор, а затем и ссора.
Настало время перевыборов, и групоргом снова был избран Арнольд Гриф.
Эта
история очень нехорошо подействовала на Зою. Она стала как-то постепенно
уходить в себя. Стала менее общительной, больше полюбила уединение. В 7-м
классе за ней еще чаще стали замечать, как нам казалось, странности. В душе она
чувствовала глубокую обиду. Ее убеждения в том, что ребята-комсомольцы должны
быть смелыми, решительными, не бояться трудностей, были разбиты самими же
ребятами, которые отказались выполнить уже принятое поручение и, будучи
неправы, затеяли спор и даже ссору. Как и многое другое, это быстро забылось
ребятами, но Зоя не могла забыть ни ссоры, ни обиды: они больно поразили ее.
Было заметно: что-то накипает в душе у этой девушки. Она не находила себе
места, но не с кем было поделиться, некому было выложить душу. Из девочек
близких подруг после ссоры не было, а из мальчиков оставался один брат Шурик,
которого она хотя и очень любила, но задушевно поговорить боялась — мог не
понять. Мы тоже не понимали эту девушку, и она не могла среди нас найти себе
друга. Слишком загадочным было для нас ее молчание, всегда задумчивые глаза, а
порою некоторая рассеянность. И непонятная Зоя становилась еще непонятней.
В
середине года мы узнали от ее брата Шуры, что Зоя серьезно больна. Это
произвело на ребят сильное впечатление. Решили, что в этом виноваты мы.
Некоторые несмело оправдывались, но комсомольская группа дала почувствовать
всем, кто прав, а кто виноват, и ребятам было больно и неприятно за свои
опасные и серьезные ошибки.
После
выздоровления (это было уже в 9-м классе, т.е. в 1940 г.) никто из ребят не
напоминал Зое о ее болезни: каждый старался скорее забыть прошлое и скорее
принять Зою в свой коллектив. Это была уже не худая, смуглая девочка-подросток,
а высокая стройная девушка, с коротко остриженными волосами, плечистая и
полная. Всех удивляло то, что, несмотря на большой пропуск учебных дней, она
шла в учебе наряду со всеми: как и прежде, ее сочинения по литературе
отличались своеобразием написания, живостью образов. Было видно, что материал,
по которому пишется сочинение, глубоко продуман и понят, и единственное, что
было однообразно во всех сочинениях, — это оценка «отлично». Много раз
приходила Зоя к нам в комитет и спрашивала: «Скоро ли Шурику можно будет стать
комсомольцем?» Но у Шурика не ладилось с учебой и дисциплиной. И неустанная Зоя
принималась за него еще и еще раз. Опять Шурик писал дополнительно сочинения и
получал замечания от сестры на уроках, когда мешал преподавателю и ребятам.
Последний
раз я встретился с Зоей на трудфронте. Комсомольцы нашей школы были направлены
в один из животноводческих совхозов под Каширу на уборку картофеля. Это было
осенью 1941 года. Много часов подряд трудились наши комсомольцы на полях
совхоза. А вечером после трудной работы веселились, отдыхали. Как и все,
работала вместе с нами простая советская девушка, молодая комсомолка Зоя Космодемьянская,
покрывшая теперь себя великой славой доблестного защитника нашей Родины.
Холодное
осеннее солнце немного подсушило траву. Ребята выбежали из дома с мячом, и на
поляне под окном завязалась жаркая футбольная схватка. Зоя стояла около окна и
следила за игрой. Здоровый осенний воздух врывался через распахнутую форточку,
румянил ее щеки. Тусклое осеннее солнце отражалось в ее темных, блестящих
глазах. Взгляд ее постепенно перешел на темнеющий вдали лес и стал задумчивым и
далеким.
ЦАОПИМ.
Ф. 8682. Оп. 1. Д. 561. Л. 105 — 111.
Машинописный
экз; там же. Л. 162 — 175.
Машинописный
текст с автографом красным карандашом; там же.
Л.
196об — 204об. Автограф на тетрадных листах
синими
чернилами;
РГАЛИ.
Ф. 1865.0п. 1. Д. 110. Л. 16 — 21.
Машинописный
экз.
РГАСПИ.
Ф. М-7. Оп. 2. Д. 649. Ч. 8. Л. 14 — 19.
Машинописный
экз. Опуб.: Москва прифронтовая. 1941 — 1942.:
архивные
документы и материалы. М., 2001. С. 569 — 571.
Печатается
по тексту машинописного экз. ЦАОПИМ.
Примечания:
(1)Датируется
по: РГАЛИ. Ф. 1865.0п. 1. Д. 110. Л. 16 — 21.